Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Экономика простых вещей. 6 ответов Председателя Правления "Атамекен" на часто задаваемые вопросы по программе ЭПВ.

Председатель Правления НПП "Атамекен Абылай Мырзахметов" ответил на часто задаваемые вопросы в Фэйсбук

1) Когда начата реализация программы?

Коротко: 11 декабря 2018 года.

5 октября 2018 года Елбасы Н.А. Назарбев объявил инициативу по развитию экономики простых вещей с целью освоения широкой номенклатуры товаров народного потребления.
Тогда он поручил Нацбанку выделить 600 млрд тенге для льготного кредитования бизнеса, а Правительству обеспечить реализацию данной инициативы.

В течение двух месяцев МНЭ совместно с причастными госорганами и Нацбанком разрабатывался механизм льготного кредитования.
11 декабря 2018 года принято постановление Правительства №820, которым утверждался Механизм льготного кредитования приоритетных проектов.
Однако, фактически, первые проекты начали поступать лишь в марте 2019 года в связи с затягиванием сроков принятия приказа по субсидированию Министерством национальной экономики.


 

2) Как отбирались ОКЭД (товары) для льготного кредитования в рамках «экономики простых вещей»?

Коротко: по инициативе бизнеса и государственных органов согласно определенным Правительством совместно с НПП критериям.

По инициативе НПП «Атамекен» в Программе изначально был заложен принцип поддержки и финансирования проектов от сырья до готовой продукции (ЦДС). Это дает гарантии точечного доведения финансовых средств на развитие производств таргетируемых товаров и значительно облегчает возможность проведения мониторинга эффективности Программы.
Вместе с тем, при отборе таких ОКЭД применялись ранее определенные совместно с Правительством критерии к отбору товаров и условий кредитования. Так, в Программу включались ОКЭД, соответствующие следующим критериям:
1.​ объем импорта товаров – более 5 млн. долл. США;
2.​ доступность отечественного сырья;
3.​ наличие компетенций и технологий;
4.​ отсутствие перепроизводства;
5.​ наличие возможности оценки качества товаров.
При этом, обязательным условием при включении ОКЭД являлось проведение отраслевыми государственными органами экспертизы товаров на соответствие концепции и условиям Программы. То есть, товары, включаемые в перечень, в обязательном порядке согласовываются с отраслевым госорганом.


 

3) Каким образом в Программу попали виды деятельности сферы услуг, такие как строительство общежитий и гостиниц?

Коротко: строительство общежитий, гостиниц, оптово-распределительных центров и транспортных транзитных терминалов были изначально включены в Программу Министерством национальной экономики совместно с Министерством культуры и спорта.

В целом, считаем, что указанные сферы услуг тесно взаимосвязаны с концепцией «экономики простых вещей» и нацелены на оказание мультипликативного эффекта.
Так, строительство оптово-распределительных центров включено в Программу для обеспечения продовольственной безопасности и недопущения сезонного роста цен, транспортные транзитные терминалы - для обеспечения экспорта производимой продукции. Строительство студенческих общежитий предусмотрено в Программе для реализации Пяти социальных инициатив Первого Президента РК – Елбасы и предусматривает улучшение качества жизни населения. Строительство гостиниц включено по инициативе Министерства культуры и спорта и предусматривает реализацию проектов только на территориях, являющихся наиболее перспективными для туризма и определенных в государственной программе развития туризма.


 

4) НПП «Атамекен» занимается распределением выделенных средств?

Коротко: НЕТ.

Операторами программы являются банки второго уровня и Аграрная кредитная корпорация. То есть, решения по кредитованию проектов экономики простых принимают коммерческие банки и АКК, руководствуясь вышеназванным Постановлением Правительства №820 и внутренними нормативами банка. В свою очередь, БВУ и АКК капитализируются НацБанком РК посредством собственных средств и средств из ЕНПФ.
Подчеркиваю, НПП «Атамекен» не принимает никакого участия при оценке, рассмотрении, одобрении и финансировании проектов.


 

5) В чем заключается роль НПП «Атамекен» в рамках программы «экономики простых вещей»?

Коротко: мониторинг реализации программы, донесение обратной связи от бизнеса в адрес Правительства.

По поручению Премьер-Министра РК в марте 2019 года Правительством совместно с НПП «Атамекен» в целях эффективного мониторинга и обеспечения обратной связи с бизнесом создан Проектный офис по развитию “экономики простых вещей”.
Проектный офис возглавляет Заместитель Премьер-Министра РК Скляр Р.В.
В состав Проектного офиса входят все отраслевые госорганы (МИИР, МСХ, МНЭ, МЭ, МКС), институты развития (ДАМУ, АКК, КазАгро, Байтерек), всем акиматы, банки второго уровня, принимающие участие в Программе, и Национальная палата «Атамекен». При этом, любой желающий предприниматель может принимать участие на заседаниях, инициировать вопросы и обращаться по имеющимся проблемам в рамках Программы.
Благодаря постоянной обратной связи от бизнеса на площадке Проектного офиса экономики простых вещей были разработаны и приняты 4 пакета поправок. Детали приведены в слайде.
Поправки позволили усовершенствовать условия Программы, тем самым повысить заинтересованность в участии в Программе у бизнеса. По состоянию на 30 марта 2020 года, более 2 280 проектов предпринимателей заинтересованы в участии, из них более 1 271 проектов получили финансирование на сумму 334 млрд. тенге, еще 305 проектов на сумму 151 млрд. тенге находятся на рассмотрении в финансовых институтах.


 

6) Какова роль НПП «Атамекен» в рамках принятия антикризисных мер в рамках программы «экономики простых вещей»?

Коротко: сбор обращений предпринимателей и подготовка пакета необходимых антикризисных мер в сфере кредитования.

Нами подготовлены выверенные предложения по изменениям в Программу ЭПВ, которые доведены до Правительства.
Глава Государства поручил выделить 400 млрд. тенге дополнительно на Программу «экономики простых вещей». Это важно. Но нам для освоения теперь уже одного трлн. тенге необходимо:

 

  • В первую очередь, сохранить конечную ставку для заемщика на уровне 6%.
  • Во-вторых, мы должны четко понимать, что целевое и эффективное освоение всех представленных по Программе денег возможно только при 100% пополнении оборотных средствах без ограничения привлеченных средств, то есть как собственные средства, так и облигации НацБанка РК.
  • В-третьих, учитывая увеличение общей суммы финансирования до 1 трлн. тг. предложено перераспределить ее и направить большую часть на сферу АПК. Из них 100 млрд. тг. пойдет на кредитование проектов, направленных на ВПР. Об этом вчера было озвучено Президентом РК К.К. Токаевым.

Сфера АПК должна стать независимым источником сырья для отраслей экономики, которые обеспечивают продовольственную независимость страны и удовлетворяют базовые потребности населения в товарах повседневного спроса.
Более того, предложено определить Аграрную кредитную корпорацию в качестве оператора по проектам в сфере АПК.

  • В-четвертых, увеличен размер гарантии по кредитам свыше 3 млрд. тг. до 5 млрд. тг. включительно с 20% до 30%.
  • В-пятых, предложено расширить товарную номенклатуру Программы. Туда вошли, в первую очередь, сельскохозяйственные товары.

Вернуться ко всем вопросам

Дочерние организации

Партнеры